Доступ кo льготному режиму налогообложения для малого и среднего бизнеса в Италии в 2018 году (итал. regime dei minimi), благодаря мерам, введенным правительством Маттео Ренци в Законе о бюджете 2016, изменившем некоторые параграфы Статьи 9 Закона о бюджете 2015, имеют индивидуальные предприниматели с доходом до 30 000 евро и владельцы средних и малых торговых предприятий с уровнем годовых доходов до 50 000 евро.

Давайте рассмотрим, что такое льготный режим налогообложения, как он работает, требования для доступа к налоговым скидкам в 2018 году и другие вопросы, связанные с налогообложением фирм в Италии.

Льготный режим налогообложения: что это такое?

Льготный режим налогообложения - это налоговый режим, имеющий ряд характерных особенностей, среди которых важнейшими для налогоплательщика являются освобождение от уплаты определенных налогов (или, в альтернативе, наличие налоговых льгот) и введение особого порядка исчисления и уплаты налогов.

Данный режим был введен в Италии в 2014 году и зарезервирован для индивидуальных предпринимателей, оказывающих профессиональные услуги (адвокаты, инженеры, архитекторы, медики и т.д.), которые зарабатывают до 15 тысяч евро в год, и для владельцев торговых предприятий с годовым доходом до 40 тысяч евро.

Данные цифры были изменены в большую сторону Законом о бюджете в 2016 году.

На самом деле, статья 9 Закона о бюджете 2015 предусматривала ряд требований и условий, которые значительно ограничивали возможности индивидуального предпринимателя получать доступ к льготному режиму налогообложения. Среди этих условий был порог дохода, рассчитанный на основе коэффициентов доходности, который был установлены ниже 15 000 евро для специалистов, оказывающих частные услуги, и ниже 40 000 евро для владельцев торговых коммерческих предприятий.

С 1 января 2016 года произошло увеличение пороговых значений доходов до 30 000 евро для профессионалов и до 50 000 евро для владельцев средних и малых торговых предприятий.

В дополнение к этому в поправке к закону предусматривается, что доступ к схеме могут получить и пенсионеры, в ​​случае, если они открывают собственное дело, при условии, что их доход не превышает порога в 30 тысяч евро.

Льготный режим налогообложения позволяет оплачивать налоги по особой схеме: взимание единого налога в размере 15% для ИП и снижение ставки единого налога до 10% в течение первых 5 лет работы для новых старт-апов.

Категории налогоплательщиков, которые могут получить доступ ко льготному режиму налогообложения

Доступ к схеме налогообложения с фиксированной ставкой могут получить ИП, если в предыдущем году:

  1. Они не имели доход, превышающий лимиты, установленные Законом о бюджете;
  2. Они не понесли расходов по оплате валового вспомогательного труда наемных работников в размере более 5 000 евро, даже если последние были наняты временно для реализации единичного/единичных проектов;

  3. Если валовая стоимость годовых амортизационных затрат на конец года не превышает 20 000 евро (При расчете принимаются во внимание: стоимость аренды/покупки помещений, оборудования, материалов).

Уточнения:

  • В список годовых амортизационных затрат не включают те, которые связаны с отраслевыми исследованиями;
  • В случае осуществления предпринимательской деятельности с использованием двух разных кодов ATECO (аналог российского ОКВЭД), предел дохода определяется в отношении того вида деятельности, которая принесла наибольший доход за прошедший год;

Доступ кo льготному налогообложению в Италии в 2018 году не могут получить:

  • ИП, работающие по особым режимам удержания налога на добавленную стоимость или по льготным схемам с фиксированной ставкой для определения дохода;
  • Субъекты-нерезиденты Италии, за исключением тех, которые проживают в государстве-члене Европейского Союза и производят в Италии не менее 75% дохода;

  • Предприятия, которые занимаются арендой зданий, участков под застройку, новых транспортных средств.

  • Самозанятые профессионалы, которые одновременно участвуют в хозяйственных товариществах или ассоциациях.

Льготный режим налогообложения и НДС

Налогоплательщики в целях доступа кo льготному налоговому режиму должны обладать следующими требованиями и условиями в отношении налога на добавленную стоимость:

  • Не пользоваться процедурой возмещения НДС для внутринациональных операций;
  • Лизинг/продажа произведенных товаров на национальной территории регулируется согласно статье 41 абз. 2-бис законопроекта 331 от 30 августа 1993 года;

  • Покупка изделий на национальной территории регулируется согласно статье 38, пункт 5 законопроекта 331 от 30 августа 1993 года, с поправкой по закону 427 от 29 октября 1997 г.;

  • Предоставление услуг, полученных от нерезидентов, регулируется теми же статьями и президентским указом № 633 от 1972 года;

  • Импорт и экспорт изделий регулируется Указом Президента Республики № 633 от 1972 года.

Для всех вышеизложенных операций налогоплательщики не имеют права на возмещение НДС, уплаченного или подлежащего к уплате.

Налогоплательщики подпадающие под льготный налоговый режим, за исключением случаев, указанных выше, освобождаются от уплаты НДС и всех других обязательств по налогу на добавленную стоимость, за исключением обязательств по нумерации и сохранению счетов-фактур и таможенных платежей, сертификации сборов и сохранения связанной с этими операциями документации.

Переход от обычного режима ко льготному или наоборот начинается соответственно с завершением календарного года применения обычного/льготного режима налогообложения.

Как рассчитывается доход по схеме с фиксированной (льготной) налоговой ставкой?

Расчет для определения налоговой базы для налогоплательщиков в единовременном режиме осуществляется путем суммирования полученных доходов и вычисления коэффициента прибыльности бизнеса, изменяемого, в соответствии с кодом АТЕСО, присвоенным этой деятельности.

Доходы, полученные при действии льготной системы налогообложения, не облагаются подоходным налогом.

Любые убытки, понесенные налогоплательщиком в предыдущем году, могут быть рассчитаны как уменьшение общего дохода от бизнеса.

Доходы ИП в льготном режиме налогообложения облагаются единым замещающим налогом в размере 15%, региональным налогом на производственную деятельность (IRAP) и некоторыми местными коммунальными налогами,

В случае семейного бизнеса суммарный налог рассчитывается на основе валового дохода владельцев компании.

Для новообразованных компаний в течение первых 5 лет бизнес-деятельности единый налог снижается еще на 5% при условии, что:

  • налогоплательщик в течение 5 лет, предшествующих началу деятельности, не вел другого бизнеса;
  • в случае продолжения ранее существовавшей бизнес-деятельности другим физическим лицом сумма доходов, полученных в предыдущем году, не превышает пределов, установленных для доступа к схеме льготного налогообложения.

Предприниматели, работающие в режиме льготного налогообложения, имеют обязательство декларировать полученные за год доходы путем заполнения соответствующих бланков деклараций, которые можно скачать с сайта Налоговой службы Италии.

Скидка на оплату взносов взносов на соцстрахование в INPS

Налогоплательщики, работающие в режиме льготного налогообложения, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, имеют возможность получить доступ к льготной схеме уплаты социальных взносов в институт социального обеспечения INPS (на уровне 35%).

На основе нововведений, введенных циркуляром INPS № 22 от 31 января 2017 года, заявка на сокращение взносов в INPS должна быть подана​​каждый год до 28 февраля.

На практике был изменен механизм признания внесенных до начала режима льготного налогообложения взносов:

  • те, кто уже подал заявку в предыдущем году, не должны ее обновлять (если ничего не изменилось);
  • те, кто подает заявку в первый раз в 2018 году, должны немедленно отправить сообщение в INPS;

  • те, кто открыл бизнес в 2017 году, должны подать заявку на скидку до 28 февраля 2018 года.

Субсидию на отчисления в INPS в размере 35% могут получить те, кто:

  • осуществляет предпринимательскую деятельность;
  • зарегистрирован в ТПП.

Не могут получить доступ к схеме субсидированных взносов INPS налогоплательщики, которые осуществляют профессиональную деятельность, не подлежащую обязательной регистрации в Торгово-промышленной палате и в профессиональном фонде.