Публикация и перепубликация фотографий, видео и статей в социальных сетях - действие, без которого каждый из нас практически не представляет собственный день. Эта процедура проста и увлекательна, однако, нередко постинг контента не является законным или нарушает авторские права. 

Рассказываем, что такое авторское право в социальных сетях и публикации каких материалов лучше избегать.

Авторское право и социальные сети

Каждая социальная сеть имеет свои правила в отношении защиты авторских прав, но, в общем, каждая из существующих платформ достаточно осторожна и предоставляет своим пользователям конкретные рекомендации по этому вопросу, предупреждая тех, кто неправомерно использует контент, созданный другими, о рисках, которые они берут на себя, нарушая авторское право.

В большинстве случаев разработчики социальных сетей могут ссылаться только на действующее законодательство: для Италии это закон 633/1941 о защите авторских прав и последующие поправки к нему.

Право в соцсетях

Защита авторских прав

В вышеназванной нормативной базе (статья 1) говорится, что «произведения творческого характера, относящиеся к литературе, музыке, изобразительному искусству, архитектуре, театру и кинематографии, охраняются независимо от способа и формы их выражения». 

В статье 2 охраняемые произведения, выступающие объектами авторского права, подразделены на категории:

  • Литературные, драматические, научные, образовательные, религиозные произведения, как в письменной, так и в устной форме;
  • Музыкальные композиции со словами или без слов, драматические музыкальные произведения и музыкальные вариации, заключающие в своем составе оригинальное произведение;

  • Хореографические и пантомимические произведения;

  • Произведения скульптуры, живописи, дизайна, гравюры и аналогичных искусств, в том числе сценография;

  • Архитектурные чертежи и проекты;

  • Произведения кинематографического искусства, в том числе, немое кино;

  • Фотографические работы;

  • Компьютерные программы в любой форме, до тех пор, пока они являются оригинальным результатом интеллектуального творчества автора;

  • Базы данных, предназначенные для коллекции произведений, данных или других независимых элементов, систематически или методически упорядоченные и индивидуально доступные с помощью электронных средств или иным образом;

  • Объекты промышленного дизайна, которые имеют художественную ценность.

В дополнение к попаданию в вышеперечисленные категории, для того чтобы произведение могло пользоваться защитой, предоставляемой авторским правом, необходимо, чтобы оно отвечало требованиям как «новизны», так и «творческого характера», то есть содержало элементы, которые несут личный отпечаток автора.

Как себя вести?

Как известно, способ публикации контента в социальных сетях - такой простой и интуитивно понятный - побуждает большинство пользователей не беспокоиться о потенциальных последствиях их поведения, забывая, что нарушение авторских прав влечет за собой моральное право автора возражать против любого распространения/изменения его произведения, а также предъявлять претензии, которые касаются коммерческой эксплуатации произведения.

Из вышесказанного следует, что при принятии решения о публикации контента, который не принадлежит нам и не является нашей собственностью, важно запросить прямое разрешение у его владельца.

Использование фотографий в социальных сетях

Очень распространенный случай касается, например, использования чужих фотографий. Тем не менее, действующее законодательство о защите фотографических произведений касается как простых фотографий (то есть изображений людей или элементов реальной жизни), так и фотографических работ (то есть фотографий с творческим характером и особой маркировкой, чтобы позволить распознать личный отпечаток их автора).

Авторское право в интернете

В связи с этим право на охрану фотографических произведений, которое возникает во время создания фотографии, предусматривает, что каждое изображение должно сопровождаться именем фотографа и датой изготовления фотографии. 

Продолжительность защиты авторских прав различна. В случае, если вы имеете дело с простой фотографией, защита длится 20 лет с момента производства, причем автор обладает исключительным правом воспроизводить и распространять сфотографированный материал и, следовательно, правом на компенсацию в случае незаконной и неавторизованной эксплуатации его фотографий; в случае, когда вместо этого мы имеем дело с фотографическим произведением, законодательство об авторском праве гарантирует защиту прав автора на срок равный продолжительности жизни автора плюс 70 календарных лет после его смерти.

Исходя из этого, при публикации фотографий и изображений в социальных сетях необходимо соблюдать соответствующие правила: в случае обычных фотографий, они могут использоваться только в том случае, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым законом к защите (на фотографиях не проставлено имя фотографа, дата создания); в случае творческих фотографических работ, невозможно использовать изображения или изменять их, если соответствующие разрешения не получены от владельца.