Как правило, основой налогообложения физических лиц в Италии является налоговая резиденция на территории государства.

Доход физических лиц-нерезидентов облагается налогом только в части, производимой на территории Италии.

Корпоративное налогообложение, с другой стороны, основано на более широких критериях:

Доходы компании подлежат налогообложению на итальянской территории, если предприятие:

  • Имеет налоговое резидентство на территории государства;
  • Имеет постоянное представительство на территории государства (налогом облагается только та часть дохода, которая производится в Италии).

Под постоянным представительством понимается организация (контора, филиал, бюро, подразделение и т.п.), через которую иностранная компания осуществляет часть своей деятельности в Италии.

Понятие постоянное представительство (постоянное учреждение) отождествляется с понятием «фиксированное местоположение бизнеса», что означает место деятельности иностранной компании, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Италии.

Деятельность организаций, которые образуют постоянное представительство иностранной компании в Италии связана с:

  • торговлей, которая ведется с территории Италии;
  • строительно-монтажными, эксплуатационными, обслуживающими, наладочными работами, проводимыми по контрактам в Италии;
  • использованием природных ресурсов страны;
  • иными работами по оказанию услуг, за некоторыми исключениями (по чем речь пойдет далее).

Постоянное представительство иностранной организации в Италии с точки зрения налоговых обязательств

Дисциплина "постоянного представительства" в налоговом праве в Италии продиктована ст. 162 Свода законов в области налогообложения доходов.

На международном уровне вместо этого необходимо сослаться на многочисленные международные конвенции об избежании двойного налогообложения, подписанные между Италией и различными странами.

Согласно статье 162, с точки зрения налогового права, за термином "постоянное представительство" закреплено не понятие "организация" (или ее подразделение), а факт непрерывного бизнес-присутствия иностранного лица на территории Италии, что влечет за собой распространение налоговой юрисдикции страны на его производимую на ее территории прибыль.

Следует подчеркнуть, что вышеупомянутое определение постоянного представительства:

  • действительно не только с целью применения подоходного налога, но и для целей определения регионального налога на производственную деятельноcть;
  • не может быть использована для целей определения НДС.

С точки зрения налогового статуса иностранного предприятия, для его определения рассматривается длительность и характер бизнеса, которым оно занимается на территории Италии, где получает прибыль.

Именно поэтому налоговое законодательствостраны  понимает под термином "постоянное представительство" не самого иностранного субъекта, а только его бизнес-деятельность.

В п. 4 ст. 162 указаны гипотезы, для которых фиксированное место бизнес-деятельности не классифицируется как постоянное представительство.

Это происходит, когда:

  • постоянное учреждение использует расположенные на территории страны сооружения исключительно с целью хранения, демонстрации или доставки товаров или изделий, принадлежащих компании;
  • товары, принадлежащие компании, хранятся в постоянном учреждении исключительно с целью их переработки другой компанией.

Кроме того, существуют дополнительные характеристики, при наличии которых постоянное учреждение/компания не считается постоянным представительством.

Это происходит, когда:

  • постоянное учреждение используется исключительно для целей закупки товаров или для сбора информации для компании;
  • постоянное учреждение используется с единственной целью осуществления деятельности, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер;
  • постоянное учреждение используется исключительно для целей совместного осуществления указанных выше видов деятельности.

 
Также облагаются налогом доходы иностранной организации от владения, пользования и распоряжения имуществом постоянного представительства в Италии (за вычетом расходов).

Что происходит в области в электронной коммерции

Пункт 5 ст. 162 Свода законов в области налогообложения доходов посвящен проблеме определения постоянного представительства иностранной компании в области электронной коммерции.

Из рассматриваемой статьи, поясняющей противоречивый аспект налоговой дисциплины, становится ясно, что компании, действующие в области электронной торговли, не считаются постоянным представительством в целях налогообложения.

Однако ОЭСР (организация по сотрудничеству и экономическому развитию), учитывая неспособность действующего национального и международного налогового законодательства привлекать доходы от электронной коммерции, работает над разработкой ряда принципов, направленных на обременение  налогами доходов от электронной коммерции, осуществляемой на территории государств-членов.

На данный момент, компания, которая продает товары и услуги через Интернет, не подлежит налогообложению в стране, в которой она имеет налоговую резиденцию, а платит налог на прибыль в стране, где она производит большую часть своего дохода.

Постоянное представительство в Италии: определение "зависимого агента"

В пункте 6 ст. 162 Свода законов в области налогообложения доходов иностранная компания рассматривается как имеющая постоянное представительство в Италии также в том случае, если она ведет деятельность через лицо, представляющем ее интересы в Италии и имеющем и регулярно использующем широкие полномочия относительно согласования и подписания коммерческих договоров от имени иностранной компании. Данное лицо (физическое, а не юридическое) называют зависимым агентом.

Пункт 7 ст. 162 Свода законов в области налогообложения доходов, однако, разъясняется, что образования постоянного представительства в целях налогообложения не происходит, если деятельность иностранной компании в Италии ведется через брокера, управляющего иностранного инвестиционного фонда, профессионального участника итальянского рынка ценных бумаг или любое другое физическое лицо, которое занимается своей обычной деятельностью.

Таким образом, если физическое лицо, которое работает в Италии от лица иностранной организации, не имеет вышеназванных признаков зависимого агента, формирования постоянного представительства иностранной компании в Италии в целях налогообложения не происходит.

Методы налогообложения

Что касается, в частности, методов налогообложения:

  • Статья 152 Свода законов в области налогообложения доходов указывает, что для компаний-нерезидентов и коммерческих организаций с постоянным представительством в Италии общий налогооблагаемый доход определяется на основе конкретного отчета о прибылях и убытках, относящегося к деятельности постоянных представительств и другой производственной деятельности, облагаемой налогом на прибыль в Италии;
  • Статья 14 Президентского декрета 600/73, устанавливает, что компании-нерезиденты, которые осуществляют коммерческую деятельность в Италии через постоянные представительства, должны отдельно регистрировать в счетах компании все прибыли и убытки, производимые этими организациями, определяя отдельно результаты за год, относящиеся к каждой из них (налоговая база и сумма причитающегося налога, таким образом, рассчитываются отдельно по каждому представительству).

Постоянные представительства в Италии и начисление НДС

На национальном уровне не существует нормативной концепции, определяющей данный вопрос. По этим причинам в отношении этого налога необходимо соблюдать принципы, утвержденные в кодексе Европейского Сообщества.

Согласно этим принципам, концепция должна быть взята из конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения