Одной из проблем, которая создает большую путаницу, является вопрос о том, нужно ли и когда использовать логотип ®, который обычно ставится справа вверху (иногда в другом удобном месте) от товарного знака и подтверждает то, что знак является зарегистрированным и защищенным законодательством.

Разберемся с этим вопросом.

Логотипы ® и ТМ: что диктует регламент?

Итак, что касается первого символа, то есть логотипа ®, Кодекс интеллектуальной собственности предусматривает, что его можно проставлять рядом с товарным знаком только после выдачи сертификата, что свидетельствует об успешном завершении процесса регистрации товарного знака в Ведомстве по патентам и товарным знакам Министерства экономического развития Италии.

Что касается, однако, ТМ, законодательство ничего не предусматривает, в то время как зарубежная практика, которая теперь стала постоянно применяемой в Италии, предусматривает, что этот символ может быть добавлен в качестве подтверждения подачи заявки на регистрацию торговой марки, то есть с даты начала правовой защиты товаров / услуг.

Что происходит на самом деле?

Если мы внимательно изучим продукты в магазинах, на веб-сайтах и ​​т. д., мы обнаружим, что почти каждый из продавцов товаров/услуг ведет себя не так, как другие: есть те, кто прикрепляет вышеупомянутый символ ®, хотя торговая марка еще не была зарегистрирована (существует риск получения штрафа), и есть те, кто продолжают наносить символ TM, хотя товарный знак был давно официально зарегистрирован. Все это создает недоразумения для конечных потребителей.

Часто и охотно нам говорят, что изменение графики на веб-сайте, изменение маркировки продуктов, переключение с символа ТМ на ®, дорого и неудобно и т. д., поэтому по понятным практическим причинам владельцы торговых марок предпочитают наносить непосредственно и раз и навсегда, единственный символ ®. Хотя это и неверно с нормативной точки зрения и возможны финансовые санкции за это нарушение.

Другая причина практического характера заключается в необходимости немедленно сообщать всем своим потребителям, что бренд уже защищен, без необходимости ждать, когда формально закончится его регистрация.

Как правильно использовать символы?

Исходя из нормативных положений и для защиты и информирования потребителей, было бы целесообразно немедленно использовать символ ТМ, т.е. товарный знак, проходящий регистрацию, для сообщения о том, что ваш бренд защищен, но находится исключительно в ходе процесса регистрации. Впоследствии, как только был выдан сертификат, удостоверяющий регистрацию торговой марки, настоятельно рекомендуется как можно скорее прикрепить символ ®, чтобы сообщить потребителю от том, что исключительная правовая защита укрепилась: бренд защищен законом от фальсификации.

Регистрация торговой марки и фактическое использование символа ®

Очевидно, что добавление символа ® предоставляет не только права, но и накладывает обязанности: владелец должен обязательно использовать конкретный  бренд, производя/продавая продукты и услуги, как указано в соответствующей заявке на регистрацию. В отсутствие этого любая заинтересованная третья сторона может подать запрос об отзыве товарного знака по причине его неиспользования, как того требует закон, то есть добиться удаления товарного знака из реестра товарных знаков:

  • В Италии и Европейском союзе запрос на отзыв из-за неиспользования товарного знака может быть подан через 5 лет после подачи заявки;
  • В Соединенных Штатах вышеупомянутая просьба может быть подана между 5 и 6 годами с даты подачи;
  • В Китае вышеупомянутый запрос может быть сделан через три года с даты эффективной регистрации.

Как видно, в каждой отдельной стране применяется свое собственное эталонное законодательство.