Законы и правила существуют, но механизм действует малоэффективно.

4 года назад у Италии (и других стран ЕС) появилась возможность уведомлять о дорожных штрафах владельцев любых транспортных средств, зарегистрированных в ЕС (директива 2015/413), но национальные правоохранительные органы ее мало используют. Иногда этим занимаются в муниципалитетах некоторых провинций, но не всех и с различной степенью вовлеченности. 

В итоге, подсчитано, что на сегодняшний день лишь чуть более 30% выписанных владельцам автомобилей с иностранными номерами санкций, достигло адресатов за рубежом, а оплачено штрафов было еще меньше. Еще хуже ситуация с уведомлением обстоит в странах, расположенных за пределами ЕС.

Фактически, самые прогрессивные полицейские силы крупных городов или провинций с интенсивным движением: только самые крупные муниципалитеты демонстрируют хорошие показатели взыскания штрафов с нерезидентов страны (Милан, Флоренция, Рим, Брешия).

По оценкам, местные полицейские органы, выписывают в год около 2,4 миллионов штрафов за нарушение ПДД водителям иностранных транспортных средств на общую сумму 213,6 миллиона евро, но в Италию в виде оплаченных штрафов возвращается не более 50 миллионов. Если бы все местные полицейские силы делали уведомления, по оценкам, фактический сбор увеличился бы на 25% и на 48%, если бы Италия начала сотрудничать с иностранными агентствами по взысканию задолженностей.

Средняя сумма штрафа, о котором уведомляет иностранцев местная полиция, составляет всего 89 евро. Речь идет о санкциях за запрет на парковку (как правило, от 42 до 87 евро). А вот штрафы за превышение скорости и опасное поведение на дороге, которые составляют от 42 до 1694 евро, вместо этого, являются нарушением, которое чаще выявляется дорожной полицией, но государственная дорожная полиция занимается отправкой уведомленией за границу чрезвычайно редко. Почему? Потому что, механизм уведомления о нарушениях, совершенных водителями транспортных средств, зарегистрированных в других государствах, почти автоматически подразумевает необходимость выбора частного оператора, специализирующегося на взыскании задолженностей, который, в свою очередь, вероятно, должен будет работать с другими компаниями, расположенными в странах, куда отправляются уведомления. И нелегко выбрать частного оператора, который гарантирует столь широкий спектр услуг, соблюдая все необходимые нормативные требования, критический аспект для полиции и карабинеров, которые непосредственно представляют итальянское государство, поэтому должны с большой осторожностью действовать за границей.

Во всех этих отношениях задача местной полиции легче. Здесь можно следовать любым процедурам: некоторые ограничиваются только уведомлениями, другие также активируют взыскание задолженности, что, в свою очередь, может быть внесудебным или судебным. В результате этого доля выручки от общей суммы штрафов составляет 55%.

В любом случае, существуют и ситуация, когда о штрафе даже нельзя уведомить из-за невозможности идентифицировать получателя. Это особенно актуально, когда уведомление делается в странах, которые не входят в состав ЕС.